Победитель. Охота на кабана

Кто из охотников не мечтает сделать «кабаний дуплет» — когда остановленная на полном ходу точными выстрелами пара кабанов, кувыркаясь, зарывается в снег? Благодаря новому коллиматорному прицелу Aimpoint Н2 моя многолетняя мечта сбылась…
Официальная презентация второго поколения популярного коллиматора Aimpoint Micro состоялась во время выставки IWA-2015. Интернациональной же команде из 18 журналистов новинка была представлена несколькими месяцами ранее — во время охоты на кабана в Болгарии. Для презентации коллиматора Aimpoint Н2 шведы выбрали охотхозяйство «Бялка» близ города Ловеч, в 150 км северо-восточнее Софии. К скандинавской сборной — в составе оптики Aimpoint, патронов Norma и средств защиты слуха ЗМ Peltor — примкнул и немецкий производитель Merkel, чей карабин RX Helix, кажется, был создан именно для загонной охоты на кабана.
Со времени своего появления в 2007 г. серия прицелов Aimpoint Micro, состоящая из охотничьей модели HI и прицела военного назначения Т1, стала общепризнанным эталоном. Охотники и стрелки-спортсмены полюбили Aimpoint Micro НІ за компактность, малую массу, широкий диапазон настроек яркости прицельной марки, высочайшую надежность и огромное — 50 000 часов — время работы на одной-единственной батарейке. Военнослужащие же, использующие военную версию Т1, по достоинству оценили ее стойкость к отдаче, водонепроницаемость и полную совместимость с приборами ночного видения (Армия США, кстати, первая приняла коллиматоры Aimpoint на вооружение — еще в 1997 г.).
Вместе с тем присутствовали у серии Aimpoint Micro и недостатки. Одной из самых распространенных причин для обращения в фирменный сервис была поломка барабанчиков поправок — не защищенные ничем, они выступали над корпусом прицела и легко отламывались при ударе. Поступали жалобы и на отсутствие в комплекте поставки защитных крышек. Находились даже те, кому хотелось улучшения качества и без того отличной оптики.

Масштабное обновление серии, запланированное к выходу в год 40-летнего юбилея первого прицела Aimpoint Electronic, включало не только разработку нового корпуса с профилем, защищающим механизмы введения поправок, но и добавленные в комплект откидные защитные крышки, новые линзы с просветляющим покрытием и полностью переработанную электронную схему, что обеспечило улучшенную читаемость прицельной марки и еще более светлое и четкое изображение. При этом новые коллиматоры имеют ту же массу (96 г) и размеры, а также используют все ту же посадочную площадку, поэтому для их монтажа прекрасно подходят все те же кронштейны, что использовались и для Micro НІ /ТІ — в результате высота оптической оси прицела, установленного на оружие, осталась неизменной. Прицельная марка, точка размером 2 МОА (перекрытие цели составляет всего 58 мм на 100 м), имеет 12 уровней яркости свечения, в том числе один сверхъяркий — для использования при максимальной освещенности. Одной трехвольтовой батареи типа CR2032 хватает на 50 000 часов (это больше пяти с половиной лет!). Еще одно из нововведений — теперь прицел выдерживает погружение в воду на глубину до пяти метров. Вы скажете, что это мелочи? А вот мой приятель, при высадке на берег перевернувший лодку и утопивший, помимо прочего, карабин с установленным на него коллиматором (не Aimpoint), который был всего лишь водозащищенным, но не водонепроницаемым, так уже не считает — карабин оперативно выловили, однако коллиматор уже был необратимо испорчен.

Место встречи — Болгария
Наше представление о Болгарии сформировано, прежде всего, благодаря ее курортам. Возможно, некоторые читатели будут удивлены, узнав, что не вся Болгария соткана из пляжной неги и безоблачного неба — и далеко не все ее жители целью жизни считают обеспечение отдыхающим достойного сервиса. На самом деле Болгария — индустриальная страна с высокоразвитым сельским хозяйством. В настоящее время она переживает не самый лучший период своей истории — до сих пор ощущаются последствия кризисов и грабительской приватизации 1990-х. Вступив в 2007 г. в ЕС, Болгария со среднемесячной на тот период зарплатой в 184 евро все еще является одним из самых бедных его членов, хотя по уровню ВВП на душу населения она превосходит Украину в два раза.
София не произвела впечатление европейского города. Вероятно, виной тому — декабрьская погода с мокрым снегом, или то, что город я увидел мельком, в основном из окна автобуса, увозящего нас в охотничье хозяйство после презентации. На презентации же, взяв с нас клятвенное обещание молчать до особого распоряжения, директор по региональным продажам Кристофер Содерберг и маркетинг-директор Йонас Ардемалм подробно рассказали о новом Aimpoint Micro. Мы с интересом разглядывали прицел, сам внешний вид которого — с приливами корпуса, защищающими барабан поправок, — уже свидетельствовал о глубокой переработке.
После демонстрации прицела нас ждала еще и информация о новой пуле Norma Tipstrike, которую нам предстояло испытать во время охоты. Эта 170-грановая пуля с баллистическим наконечником, по заверению менеджера по продажам Norma Precision АВ Йоргена Сандстромма, в варианте снаряжения в патроне .30-06 с начальной скоростью в 850 м/с при попадании в цель гарантирует сохранение остаточной массы в 75% при выдающихся показателях кучности — 0,75 МОА. Именно этот патрон нам и предстояло использовать в ближайшие три дня. Боеприпас еще не запущен в серию; на пачках, напечатанных специально для нашей охоты, я нахожу ошибку в баллистической таблице — когда-нибудь такая предсерийная упаковка станет украшением любой коллекции. Еще одно нововведение от входящей в концерн RUAG компании — коробка для патронов нового дизайна лучше удерживает патрон и на 50% состоит из переработанного материала, также она прекрасно горит и может быть использована для разжигания костра.

Читайте также:  Новинки от Kai Group: Ножи, топоры и тактическая ручка

Фредрик Йохансон из компании Peltor представил новинку — компактные и легкие активные беруши Peltor ТЕР 100. Интуитивное управление одной кнопкой, снижение уровня шума до безопасных 85 дБ, варианты подзарядки встроенных аккумуляторов при установке берушей в гнездо контейнера как с помощью батарей АА, вкладываемых в специальное гнездо, так и от внешнего источника (при подключении через USB-порт на боковой поверхности контейнера) — каждый из участников охоты получил комплект, чтобы протестировать в реальных условиях.
Нам предстояла еще остановка на стрельбище для пристрелки наших карабинов. Представитель Merkel Жан Фрейесен искренне влюблен в карабины RX Helix. Он с упоением, активно жестикулируя, рассказывал о преимуществах примененного в нем затвора прямого хода, стебель которого при перезаряжании не выходит за пределы ствольной коробки, о высочайшей эргономичности, выдающейся точности и повышенной безопасности. Несмотря на многолетнее знакомство с этим оружием, я с удовольствием слушал Жана, думая о том, что с точки зрения презентации своих продуктов серьезному немецкому бренду как раз и не хватало вот такой экспрессии, которая ключом била из каждого слова уроженца юга Франции.
Получив свой карабин Merkel RX Helix в калибре .30-06 с коллиматором Micro Н2 предсерийного выпуска, установленным на выполненную зацело со ствольной коробкой планку Пикатинни, я отправляюсь на пристрелочную площадку. Мой карабин оснащен черной полимерной ложей Alpinist с подъемной щекой — это упрощает индивидуальную подгонку. Выстрел, три клика влево, еще три выстрела — и, осмотрев образовавшуюся в мишени дыру с лохматыми краями, руководитель пристрелочного рубежа Йонас Ардемалм удовлетворенно хлопает меня по плечу: «Порядок!» Ну что же, мы готовы к встрече с кабанами.

Охота
История хозяйства «Бялка» (что в переводе, как ни странно, означает вовсе не «белка», а «куница») насчитывает более 70 лет. Но охота кормила местных жителей издревле, недаром название ближайшего города Ловеч («Ловыц» по староболгарски) переводится как «город охотников». Здесь, в предгорьях Балкан, любил отдыхать и охотиться Тодор Живков, бывал здесь у него в гостях и Леонид Брежнев — по местному преданию, именно здесь пышнобровый генсек добыл своего первого оленя. Свидетелями тех времен являются два жилых корпуса вместимостью 60 гостей, возведенные с социалистическим размахом, и хозяйственные постройки, удивительно похожие на те, которые можно найти повсеместно и в Украине. Из 7400 гектаров площади хозяйства 62% занимают смешанные леса, а высота над уровнем моря колеблется от 180 до 600 метров. Сюда приезжают охотиться на благородного оленя, лань, косулю, шакала и кабана. Природа здесь настолько живописна и разнообразна, что именно это место было выбрано для проведения болгарского варианта телевизионного шоу «Остаться в живых», съемки которого были завершены незадолго перед нашим визитом.
С 2002 г. хозяйством управляет частная фирма, главным бизнесом которой являются переработка нефтепродуктов и сборка в Болгарии автомобилей китайского бренда. На этих автомобилях передвигаются и егеря. О владельце компании Грише Ганчеве все местные говорят уважительно: при нем закончилось безвластье, он дал людям работу, навел порядок и полностью прекратил браконьерскую охоту и вырубку леса, при нем популяция зверя уверенно увеличивается, как и приток денег от иностранных охотников.

Читайте также:  Пневматический ПМ: Иллюзия реальности

Йонас Ардемалм доволен результатами пристрелки

Ганчев в прошлом — спортсмен-борец (что неудивительно); помимо всего, он является еще и владельцем футбольных клубов «Ловеч» и «ЦСКА София». В межсезонье футболисты проводят здесь свои тренировочные сборы.
Мы охотимся на кабана, свиней добывать запрещено — зато разрешено стрелять шакала. Прогноз погоды не радует: плюсовые температуры грозят растопить снег и превратить угодья в болото. Но утро встречает нас легким морозцем — и это вселяет надежду, что тонкий снежный покров продержится хотя бы до вечера. Инструктаж, обязательная роспись в ведомости ознакомления с правилами техники безопасности, предъявление распорядителю охоты выданной накануне болгарской охотничьей лицензии — и мы рассаживаемся в салоны и кузовы детищ китайско-болгарского автопрома. Примечательно, что молодые егеря (все как один — спортивного телосложения, с поломанными ушами и носами) практически не говорят на русском, при этом довольно сносно общаются на немецком — сказываются два десятилетия, прошедшие с тех пор, как почил Варшавский блок; у егерей старшего поколения — обратная ситуация.

Ох, и трудная это работа

Сама охота — местная разновидность привычного нам загона; стрелки выставляются на номера, загонщики с собаками прочесывают квадраты леса. Продолжительность одного загона составляет от полутора до двух часов. Собаки, как это обычно и бывает, после первого же загона уносятся в неизвестном направлении, на их поиск отправляется часть егерей. Безрезультатно прождав их пару часов, мы продолжаем в усеченном составе.
В первый же день исполнилась моя давняя мечта — в довольно густом лесу двумя последовательными выстрелами на расстоянии 30 и 50 метров мне удалось добыть двух подсвинков, несущихся на полном ходу после того, как на соседних номерах стадо было разбито. Несмотря на то, что звери выскочили из-за гребня холма, и времени на долгую подготовку не было, все компоненты системы отработали «на отлично» — точка коллиматора прекрасно читалась, возможность стрелять с двумя открытыми глазами позволила оценить обстановку и сделать выстрелы в промежутке между деревьями, a Merkel положил пули точно в цель. К патрону Norma Tipstrike тоже претензий не возникло, хотя оба попадания пришлись на безусловно убойные места: в шейный позвонок и глаз. В тот же день моей добычей стал еще один небольшой кабанчик.
К полудню под пригревшим солнцем растаял снег, земля отмерзла. Переход через стометровку ожившей пашни занимал уже полчаса. Возвращаясь на базу, егеря посадили «китайца» на брюхо, а пытаясь его вытащить — еще двух, и в придачу прибывший на подмогу LandCruiser. «Все, как у нас», — сказал я вслух, и по дружному хохоту приунывших было егерей сообразил, что эту фразу они прекрасно поняли. Ситуацию исправил только вызванный с базы трактор.
Два оставшихся дня были наполнены событиями. Очаровательную Сабину Эриксон, специалиста по маркетингу компании Aimpoint, атаковал раненный ею секач — и если бы не выстрел подоспевшего с соседнего номера Доминика Черманна, экстравагантного француза с огромным колдстиловским «боуи» за поясом, то помочь Сабине, опустошившей магазин, не смог бы уже никто. Двух действительно больших кабанов взял в одном загоне швед Микаель Греннард. У меня — еще два кабана, но ничего такого, о чем хотелось бы рассказать приятелям.
В последнем загоне мне достается номер на дороге у подножия высокого, поросшего лесом холма, чьи склоны уже скрывают сумерки. Со мной — британский видеооператор Колин Фаллон; он словно застыл за моей спиной — и только объектив его камеры из-за моего плеча, синхронно со стволом моего карабина, сопровождает катящегося с вершины холма огромного кабана. Как только зверь показывается из-за деревьев, я стреляю. Кабан вздрагивает всем телом, спотыкается, но спустя мгновение прибавляет ходу. Вторая пуля заставляет его осунуться, а третья настигает как раз перед тем, как огромная туша исчезает в зарослях. Треск сучьев, рык, а потом и похожее на стон хрипение; я ломлюсь следом сквозь густой кустарник — ждать нельзя, через несколько минут будет совсем темно. Вижу огромный силуэт, движение его головы — и взвизгивает, отскакивая, подоспевшая собака. Есть возможность для выстрела но яркость марки, выставленная для дневного освещения, слепит меня; пока я ее уменьшаю, собаки облепляют тушу. Пытаюсь выцелить, сзади слышится умоляющий вопль егеря: «Please, do not shoot the dog!», а сбоку несется сквозь заросли все тот же вездесущий Доминик. Грохот выстрела — и громадина застывает. Этот кабан не был самым большим из четырех десятков, добытых во время этой охотыно это неважно. Зато клыки этого 170-килограммового зверя, медальон с которыми теперь украшает стену моего кабинета, навсегда останутся символом поединка, выиграть который мне помог Aimpoint.

Читайте также:  Лупара: современный взгляд