5 историй о самолетах, бесследно исчезнувших в облаках

Небо безопасно. Оно не всегда бывает девственным и безобидным, однако в нем нет ничего, что одновременно несло бы смертельную угрозу и о чем бы мы не знали. Это аксиома, на которой зиждется вся современная авиация. Другими словами: там — наверху — не существует сил или явлений, способных низвергнуть самолет, с которыми мы не умеем бороться или которых не научились избегать. Впрочем, такое знание далось нам нелегко. Понадобилось более десятка лет и как минимум три тяжелейших авиакатастрофы, чтобы «поймать» невидимого убийцу — микрошквал -мощное, но кратковременное нисходящее движение воздуха, связанное с грозовой деятельностью. Не сосчитать, скольких жизней стоило понимание, насколько опасным может быть не только налипший снег, но и тончайшая, практически незаметная ледяная корка на крыле самолета. О сдвиге ветра мы также узнали благодаря тоннам покореженного металла и сотням литров пролитой крови. Каждая сколько-нибудь значительная авария отбирала человеческие жизни и в то же время приносила неоценимый опыт, помогая создавать более совершенные лайнеры и постепенно превращая авиацию в самый безопасный вид транспорта в мире. Именно поэтому авиационные инженеры и летчики так не любят самолеты, которые исчезли без следа. Ведь каждая не до конца расследованная катастрофа, возможно, скрывает угрозу, которая где-либо когда-либо проявится вновь. Самолет, который взлетел и не приземлился, — это плохо. Но еще хуже -это самолет, который взлетел, не приземлился и не был найден. Он как бы намекает, что, вполне вероятно, мы далеко не все знаем о небесах. Быть может, там, наверху, все еще есть что-то, чего нам стоит бояться. Предлагаем вашему вниманию пять историй о пропавших самолетах, тайна исчезновения которых не раскрыта до сегодняшнего дня.

1. Звено 19

5 декабря 1945 года звено из пяти торпедоносцев Grumman ТВМ Avenger отправилось в учебный полет с авиационной базы военно-морского флота США в Форт-Лодердейле на восточном побережье Флориды. Пилоты должны были выполнить типовое «навигационное упражнение № 1» из курса переподготовки, объединяющее бомбардировку в заданной точке и отработку навигационных навыков. Командовал звеном лейтенант ВМФ США Чарльз Кэрролл Тейлор, имеющий за плечами более 2 500 часов налета на «Эвенджерах». Его подчиненные также не были новичками. Торпедоносцы поднялись со взлетной полосы Форт-Лодердейла в 14:10 и повернули на восток — к атлантическим рифам Хен энд Чикенс Шоулз, где предполагалось выполнить бомбометание. Расчетное время выполнения «навигационного упражнения № 1» составляло два часа. Примерно в 16:00 полетный инструктор из Форт-Лодердейла случайно перехватил обрывки разговора лейтенанта Тейлора с одним из пилотов звена, из которого стало ясно, что на самолете Тейлора отказали оба компаса, а сам лейтенант, похоже, не имеет представления, где они находятся. Через полчаса с Тейлором связались спасатели с базы морской авиации в Порт-Эверглейдс. Лейтенант доложил, что звено только что пролетело над неизвестным островом, однако он не видит никакой другой суши и опасается, что самолеты могли отклониться к югу, а возможно, даже залететь в Мексиканский залив. В результате активного маневрирования Тейлору так и не удалось определить, в каком направлении находится большая земля. «Эвенджеры» имели запас топлива на пять с половиной часов; пилоты взяли курс на запад, рассчитывая достичь побережья Флориды, вдоль которого они могли бы вернуться на базу. Однако материка так и не достигли. В 19:04 в центре управления полетами в Майами в последний раз услышали, как один из пилотов звена 19 вызывает лейтенанта Тейлора. Утром 6 декабря была начата масштабная операция по поиску пропавшего звена, в ней было задействовано триста самолетов и двадцать одно судно. Операция была прекращена спустя несколько недель — ни следов от самолетов, ни тел летчиков найдено не было. Но и это еще не все. РВМ-5 Mariner, один из самолетов-амфибий, отправленных на поиски звена 19, также бесследно исчез, по официальной версии, взорвавшись в воздухе. Причины, из-за которых опытные пилоты на исправных машинах среди белого дня и при отличной погоде потерялись над хорошо знакомой акваторией, до сегодняшнего дня остаются загадкой. Исчезновение торпедоносцев ТВМ Avenger и отправленного на их поиски гидросамолета РВМ-5 Mariner положило начало бесчисленным мифам о таинственной гибели самолетов и кораблей в Бермудском треугольнике.

Читайте также:  Прообразы десантных вертолетоносцев

2. Рейс 967 -исчезновение над тихим океаном

30 января 1979 года грузовой Boeing 707-300 компании Varig буквально испарился через час после вылета. Самолет летел из Токио в Рио-де-Жанейро с промежуточной посадкой в Лос-Анджелесе. На борту, кроме обычного груза, находились 153 картины японско-бразильского художника Манабу Мабе, общей стоимостью более миллиона долларов. Лайнер поднялся в небо в 20:23 по токийскому времени. Через 22 минуты командир экипажа сообщил японскому диспетчеру, что полет проходит в нормальном режиме, однако на следующий сеанс связи назначенный на 21:23, экипаж не вышел. Поиски продолжались 8 дней, никаких следов «Боинга» обнаружено не было. Несмотря на то что в поисковой операции участвовали более семидесяти судов Японии и США, спасателям не удалось найти ни масляных пятен от топлива, ни плавающих обломков. Борт 967 просто исчез. Интересно, что капитаном рейса 967 был бразилец Жилберту Араужу да Силва, один из немногих, выживших в катастрофе пассажирского Boeing 707 все той же Varig, случившейся 26 февраля 1968 года близ аэропорта Париж-Орли во Франции: перед посадкой на борту возник пожар, и пилот был вынужден экстренно приземлять лайнер посреди поля. Тогда из 134 находившихся на борту человек выжили только 11. Что могло произойти с рейсом 967? Одна из наиболее реалистичных версий состоит в том, что в полете произошла медленная разгерметизация, вследствие чего давление в салоне падало незаметно, и экипаж потерял сознание, не успев что-либо предпринять. Поскольку «Боингом» управлял автопилот, самолет продолжал полет, пока не закончилось топливо, и, соответственно, упал в воду на большом удалении от районов поисков. Однако существуют и фантастические версии, утверждающие, что «Бо-инг»-707 был атакован ценителями творчества Манабу Мабе или же преднамеренно сбит советской ракетой, поскольку якобы перевозил в США запчасти от МиГ-25, тремя годами ранее угнанного в Японию советским перебежчиком Виктором Беленко.

Читайте также:  Прообразы десантных вертолетоносцев

3. Кинросский инцидент — Феликс Монкла в погоне за НЛО

23 ноября 1953 года лейтенант ВВС США Феликс Эуджин Монкла вылетел с авиабазы Кинросс на перехват неопознанного летающего объекта, появившегося на радарах над Верхним озером на границе между Канадой и США. Монкла пилотировал всепогодный перехватчик Northrop F-89 Scorpion -один из первых реактивных самолетов в американском военно-воздушном флоте. Оператор наземного радара, младший лейтенант Роберт Вилсон провел Монклу к вторгнувшемуся объекту, после чего стал свидетелем того, как две точки на радаре, обозначающие соответственно перехватчика и нарушителя, слились и одновременно исчезли. Вилсон попробовал вызвать Монклу по радио, однако ответа не получил. Позднее пилот еще одного F-89 Scorpion, посланного вслед за исчезнувшим самолетом, утверждал, что слышал обрывок разговора Монклы через сорок минут после исчезновения последнего с экрана наземного радара. Первоначально предполагалось, что F-89 Монклы столкнулся с отклонившимся от курса канадским военным транспортником Douglas С-47 Skytrain, однако С-47 тем же вечером успешно вернулся на базу. Разосланные утром поисковые группы не обнаружили следов F-89, равно как и обломков летающего объекта, с которым предположительно столкнулся Scorpion. Сканирование сонарами озерного дна также не принесло результатов: F-89 Scorpion и объект, который он должен был перехватить, как сквозь землю провалились. Еще больше за исчезновение лейтенанта Феликса Монклы американских военных беспокоило происхождение объекта, вторгнувшегося в воздушное пространство США. Сейчас впору было бы предположить, что пилотируемый Монклой перехватчик врезался в частный самолет, какой-нибудь одномоторный Beechcraft или Cessna, пересекающий Верхнее озеро. Однако перехват осуществлялся в 1953 году, в те времена даже гражданская авиация находилась в эмбриональном состоянии, а частные аэропланы вообще были неслыханной редкостью. До сегодняшнего дня Кинросский инцидент остается одной из самых больших загадок в истории авиации.

4. Похищение из Луанды

Незадолго до заката 25 мая 2003 года двое мужчин взошли на борт самолета Boeing 727-200 авиакомпании TAAG Angola Airlines в Луанде, столицы Анголы. Данный Boeing 727 когда-то принадлежал авиакомпании American Airlines, позже был выкуплен расположенной в Майами лизинговой компанией Aerospace Sales & Leasing и сдан в аренду ангольской TAAG. Из-за долгов TAAG самолет более года оставался на стоянке в аэропорту Луанды. Одним из мужчин, поднявшихся на борт, был американский пилот по имени Бен Чарльз Падилья. Компанию ему составил механик из Республики Конго, нанятый для обслуживания самолета. Без разрешения диспетчера Бен Падилья вывел «Боинг» на взлетную полосу и начал разгон. Диспетчер аэропорта Quatro de Fevereiro попробовал связаться с пилотом, однако ему никто не ответил. «Боинг» успешно выполнил взлет и направился на юго-запад. Самолета и захвативших его мужчин с тех пор никто не видел. Поиском занимались и ФБР, и ЦРУ, однако их расследования не увенчались успехом. До сих пор не известно ни мотивов, ни конечной цели угонщиков.

Читайте также:  Прообразы десантных вертолетоносцев

5. Рейс мн370 Malaysia Airlines

8 марта 2014 в 01:19 по местному времени Boeing 777-200, один из самых крупных пассажирских лайнеров в мире, с 239 людьми на борту, выполнявший рейс из Куала-Лумпура в Пекин, неожиданно пропал с радаров. Как позже оказалось, самолет не упал в Южно-Китайское море — то есть сначала не упал — его исчезновение с радаров было вызвано преднамеренным отключением транспондера — специального устройства, передающего данные о местоположении самолета на так называемые вторичные радары. Причем транспондер был отключен именно в тот момент, когда Boeing 777 находился в узкой «слепой» полосе между зонами действий малазийского и вьетнамского радаров, где исчезновение не могло быть замечено мгновенно. Через час после исчезновения борт МН370 был замечен военными (первичными) радарами в Малаккском проливе, значительно западнее последнего известного местоположения. Самолет пересек пролив, обогнул северную оконечность острова Суматра, а затем повернул на юг — в открытый океан. В дальнейшем лайнер находился вне досягаемости любых радаров, однако путь его следования через Индийский океан был определен по передававшимся через спутники Inmarsat сигналам (так называемым ping’aM) о работе двигателей Rolls-Royce. В этих данных не содержалось информации о местоположении или скорости лайнера, однако с помощью расчетов, основанных на определении задержки сигнала в зависимости от того, на каком расстоянии от геостационарного спутника находился самолет, специалистам удалось установить приблизительный маршрут малазийского «Боинга». Оказалось, что самолет находился в воздухе семь часов после исчезновения с радаров — все время, пока не закончилось топливо в баках. Несмотря на усилия четырех стран — Малайзии, Китая, США и Австралии — по состоянию на апрель 2015-го место крушения рейса МН370 не найдено. Причина необъяснимой и воистину странной катастрофы, повлекшей гибель 239 людей, пока что остается тайной.