Прообразы десантных вертолетоносцев

История

Прообразы десантных вертолетоносцев появились во флотах США и Великобритании в середине 1950-х годов. Номинально первым кораблем данного класса стал американский Thetis Bay, бывший эскортный авианосец типа «Касабланка», перестроенный в 1955-1956 годах в десантный корабль, чьим основным средством доставки и высадки морской пехоты были вертолеты Sikorsky Н-19. В 1956 году, в разгар Суэцкого кризиса, британские войска использовали легкие авианосцы типа Ocean в роли десантных вертолетоносцев, размещая на их борту подразделения коммандос и транспортные вертолеты. Впрочем, из-за малого радиуса действия, плохих условий для экипажа, невозможности одновременного взлета/ посадки более чем четырех вертолетов и, как следствие, низкой скорости десантирования первые десантные вертолетоносцы не отличались успешностью. На протяжении 1960-х американцы разработали улучшенный вертолетоносец «Иводзима», обеспечивающий — с помощью тяжелых транспортных вертолетов Sikorsky СН-53 Sea Stallion и Boeing Vertol СН-46 Sea Knight  одновременную высадку 2 ООО морских пехотинцев. Всего было построено 7 кораблей данного типа, однако во время войны во Вьетнаме выяснилось, что, несмотря на внушительные возможности, вертолетоносцы типа «Иводзима» не способны доставлять на берег бронированную технику, а значит, не в полной мере отвечают требованиям обеспечения десантируемых войск. В результате Соединенные Штаты вообще отказались от идеи вертолетоносцев и начали разработку универсальных десантных кораблей типа «Тарава». Параллельно с десантными вертолетоносцами развивались крейсера-вертолетоносцы или другими словами — противолодочные крейсеры. Концептуально крейсеры-вертолетоносцы стали развитием идеи кораблей-гибридов, сочетающих в себе артиллерийское и авиационное вооружение, возникшей еще в годы Первой мировой войны. Тем не менее практический интерес к боевым судам-гибридам проявился лишь в середине 1950-х годов. Причиной тому стало, во-первых, успешное применение вертолетов в ходе Корейской войны 1950-1953 годов, а во-вторых, бурное развитие подводных лодок. Появление и эффективное внедрение на подлодках ядерных реакторов позволило субмаринам значительно дольше находиться под водой, а также развивать скорость, сопоставимую со скоростью надводных кораблей. Благодаря этому в случае обнаружения подводная лодка легко уходила из зоны поражения, прежде чем экипаж противолодочного корабля успевал что-либо предпринять. И, в-третьих, именно в начале 1950-х появились вертолеты, способные стать эффективным средством противолодочной борьбы. Первым крейсером, главным оружием которого были вертолеты, стал принятый в состав ВМФ Франции в 1964 году вертолетоносец «Жанна д’Арк». В том же 1964-м военно-морской флот Италии получил в свое распоряжение два крейсера типа «Андреа Дориа». На крейсерах был предусмотрен ангар, вмещавший 3 вертолета Sikorsky S-61 Sea King или 4 меньших по размеру вертолета Augusta-Bell АВ.212. Позже итальянские моряки пришли к выводу, что для надежного обеспечения противолодочной обороны количество вертолетов нужно существенно увеличить, и к 1969 году был построен новый крейсер-вертолетоносец «Витторио Венето». Удлинение корпуса на30 метровпозволило увеличить состав авиагруппы до 6 Sea King или 9 АВ-212. До ввода в строй легкого авианосца «Джузеппе Гарибальди» «Витторио Венето» оставался флагманом итальянского флота. В СССР первые идеи по созданию вертолетоносцев появились в конце 1950-х годов. В 1960 году началась разработка противолодочных крейсеров проекта 1123 типа «Кондор». Всего было построено два таких вертолетоносца — «Москва» и «Ленинград», — каждый из которых нес 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Корабль предназначались для борьбы с ракетными подлодками противника в Средиземноморье. Предполагалось построить серию из 12 крейсеров, однако быстрое развитие возможностей атомных субмарин вынудило ограничиться двумя кораблями. «Кондоры» морально устарели раньше, чем была бы закончена серия.

Читайте также:  5 историй о самолетах, бесследно исчезнувших в облаках

 

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец типа «мистраль»

«Мистраль» (фр. ВРС de la classe Mistral) — это многофункциональный боевой корабль, разработанный в начале 2000-х годов французскими компаниями DCNS, Brest, STX и Alstom изначально исключительно для нужд ВМФ Франции, сочетающий в себе вертолетоносец, плавучий госпиталь и универсальный десантный корабль. Вертолетоносцы типа «Мистраль» имеют водоизмещение 21 300 т, длину199 метров, ширину по ватерлинии32 метраи высоту64,3 метра. Максимальная скорость хода — 19 узлов или 35,2 км/ час. Экипаж — 160-177 человек, среди них — 20 офицеров. Дальность плавания (боевой радиус действия) -10 800 километровна скорости 18 узлов (33 км/ час) или19 800 километровна скорости 15 узлов (28 км/час). Корабль оборудован вертолетным ангаром площадью1 800 м2, рассчитанным на 16 противолодочных немецко-французских вертолетов Eurocopter NHINH90 или на такое же количество ударных вертолетов Eurocopter Tiger. На борту находятся 4 десантных катера СТМ. Кроме этого, «Мистраль» способен перевозить до 70 бронированных машин различных типов или один танковый батальон из 40 основных танков АМХ-56 Leclerc, а также — в зависимости от продолжительности плавания — от 450 до 900 морских пехотинцев. Для защиты от нападения с воздуха на корабле имеются зенитная артиллерия и ракетное вооружение. Постройка одного «Мистраля» обходится почти в полмиллиарда евро. На данный момент в строю находится три корабля данного типа: «Мистраль» и «Тоннер» (приняты на вооружение соответственно в феврале и декабре 2006 года), а также «Дисмюд» (на вооружении ВМФ Франции с декабря 2012-го).

 

Застывший контракт

24 декабря 2010 года Франция и Россия объявили о начале строительства двух вертолетоносцев «Мистраль» для ВМФ РФ. Окончательный договор был подписан заместителем председателя правительства РФ Игорем Сечиным и министром обороны Франции Аленом Жюппе 25 января 2011 года. На борту российских вертолетоносцев планировалось разместить до 30 вертолетов, среди которых -многоцелевые корабельные Ка-27, транспортные корабельные Ка-29, а также ударные Ка-52 «Аллигатор». Сами корабли должны были стать частью российского тихоокеанского флота. Предполагалось, что первый «Мистраль» будет построен в течение 36 месяцев после авансового платежа, второй корабль — в течение 48 месяцев. Первый вертолетоносец «Владивосток» для ВМФ РФ был заложен в феврале 2013-го и спущен на воду семью месяцами позже. 19 февраля 2014-го началось обучение российского экипажа «Владивостока» французскими специалистами. Однако из-за аннексии Автономной республики Крым, а также из-за активной поддержки Россией боевиков на востоке Украины действие контракта было приостановлено. 3 сентября 2014 года — после того как Россия, спасая сепаратистов от окончательного поражения, ввела в Украину регулярные войска, — Франция предупредила о возможном отказе от поставки в РФ вертолетоносца «Мистраль». Из-за нарушений Россией минских договоренностей перенесенная на 14 ноября церемония передачи «Владивостока» так и не состоялась, а 17 ноября российским морякам, прошедшим обучение во Франции, вообще закрыли доступ к кораблям. В декабре 2014-го министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что «если необходимые условия (по урегулированию ситуации в Украине) не будут выполнены, Россия никогда не получит эти корабли». В том же месяце Конгресс США принял решение рассмотреть возможность покупки построенных для России «Мистралей» странами НАТО. В Минобороны РФ тут же изъявили желание получить неустойку за срыв контракта, которая — по подсчетам российских «специалистов» — составляет порядка 3 миллиардов евро (при стоимости двух вертолетоносцев 1,2 миллиарда), однако до сих пор Франция не выплатила России ни одного евро. Все дело в том, что в контракте в качестве форс-мажорных обстоятельств, освобождающих французскую сторону от выплаты любых неустоек, было предусмотрено как раз политическое решение руководства Франции. В лучшем случае россияне смогут получить назад лишь деньги, которые были заплачены за вертолетоносцы. Несмотря на отсутствие окончательного решения по контракту, второй «Мистраль», который планировалось назвать «Севастополь», вышел на ходовые испытания в марте 2015 года. И пока французские инженеры занимаются доводкой только что спущенного на воду вертолетоносца, руководство Франции спешно ищет возможных хозяев для двух «беспризорников».

Читайте также:  5 историй о самолетах, бесследно исчезнувших в облаках