Тайский автосалон 2015. Страна победившего автопрома

Накануне моего вылета в Токио пришло известие: Toyota, реализовав за три квартала 7,49 млн машин, занимает первое место в мире по объему продаж. Преследующие ее Volkswagen и GM достигли отметок 7,43 и 7,2 млн соответственно. Японцы вернули себе верхнюю ступень пьедестала, ведь на предыдущей «отсечке», по итогам полугодия, лидировал Volkswagen.
Токийский автосалон в полной мере раскрывает причину этого успеха: она состоит вовсе не в том, чтобы делать отличные машины для японцев, — нужно предлагать по всему миру «универсальные» автомобили, чьи потребительские свойства удовлетворяют запросы абсолютного большинства покупателей. В этом уникальность Тойоты и других японских производителей: столь сильного контраста между машинами для родной страны и для остального мира нет больше ни у кого.
Токийский автосалон — это по-прежнему выставка не столько серийных машин, сколько концепт-каров, один причудливее другого.
Европа и США давно уже стали более практичными и зачастую величают концептами те машины, которые через год-другой встанут на конвейер с минимумом изменений. А японцы пока еще не разучились фантазировать с размахом.

Шок и трепет
Концептуальная трехместка Toyota Kikai — это киберпанк в автомобильном мире. Машина, которую можно снимать в фильме про постапокалиптический мир без грима и доработок. Весь шарм этого обаятельного уродца -в ничем не прикрытой технике.
Сдвижные двери открывают доступ в трехместную капсулу с россыпью аналоговых приборов. Водитель сидит спереди, посередине. В ногах — небольшие окошки, через которые можно наблюдать за работой передней подвески. И много хрома. Жаль, что на такие эксперименты теперь решаются единицы, да и то раз в десятилетие. Нечто подобное, честное и открытое во всех смыслах, должно быть в автомобильном мире.
А вот двухдверка Toyota S-FR уже в паре шагов от конвейера. Ее концепция тоже постепенно уходит из автопрома, оставляя энтузиастам всё меньший выбор. Задний привод, независимая подвеска, механическая коробка передач, скромно отделанный салон и максимально облегченный компактный кузов. Мотор еще не утвержден, но машине явно хватит и 120-150 л.с.
Шустрый характер при невысокой цене? Так это концепция родстера Mazda МХ-5! На часть его покупателей и облизывается Toyota, хотя у прототипа жесткая крыша. Еще одно оригинальное решение — отсутствие штатной мультимедийной системы, которую заменяет смартфон водителя.

Два вида будущего
Nissan IDS создан с намеком — на Leaf второго поколения. При этом о силовой установке японцы не говорили вовсе. Главное в машине — технологии автоматического вождения: создатели использовали пару оригинальных решений. В зависимости от выбранного режима движения трансформируется передняя панель салона. Желаешь рулить самостоятельно? Вот тебе штурвал и лаконичный ЖК-дисплей с приборами. Доверяешь автопилоту? Вместо органов управления перед водителем возникает планшет, а второй экран выдвигается на всю ширину панели: развлекайтесь! Электронный разум машины — с сюрпризом. Он учитывает стиль вождения владельца и старается копировать его, когда IDS едет на автопилоте. Интересно, сможет ли автоматика перенять манеры столичного таксиста или водителя маршрутки?
Ну а концепт-кар Nissan Teatro for Dayz создан для тех, чьи главные спутники в жизни — соцсети. Целевая аудитория этой забавной машинки — так называемое поколение Z (родившиеся после середины 1990-х годов). Японцы явно обеспокоены тем, что нынешние автомобили уже не привлекают молодежь. Посему Teatro представляет собой эдакий смартфон на колесах — есть даже схожие возможности персонализации. Сиденья и панель приборов идеально гладкие и белые. Это огромные дисплеи, на которые можно выводить любую анимацию, узоры и информацию. Покруче, чем смена заставки в телефоне!

Читайте также:  Qashqai блюз

Подражатели
Гвоздь программы фирмы Mitsubishi меня поначалу смутил. Неужели это перекрашенный концепт-кар XR-PHEV, который впервые засветился еще в 2013 году? Но оказалось, что прототип Mitsubishi еХ — новая машина, а в заблуждение вводят схожие габариты и контрастный «икс» на передке.
XR-PHEV предвосхищает новый ASX, который представят в следующем году. А кроссовер Mitsubishi еХ создан с прицелом на более компактный В-сегмент. Он тоже пойдет в серию, но позже, года через три.
Выставочный образец приводят в движение два электромотора мощностью 95 л.с. каждый. Запас хода до подзарядки заявлен немаленький — 400 км. Электромобиль вполне может оказаться на вершине линейки, тогда как массовые и более доступные версии станут оснащать малокубатурными турбомоторчиками. Вопрос лишь в том, какие из необычных решений доживут до конвейера: на распашные боковые двери и кузов без центральной стойки я бы точно не рассчитывал. А вот пестрящая ЖК-дисплеями передняя панель почему бы и нет?
Если с концепт-кара Mercedes-Benz Vision Tokyo убрать эмблемы, то о его европейских корнях никто не догадается. В Штутгарте мастерски уловили японский стиль и традиции. Однообъемный кузов больше похож на коммерческий фургон. Такой эффект создают тонированные в цвет кузова боковые стекла. Доступ внутрь открывает огромная подъемная створка по левому борту (не забываем, что мы в Японии), вокруг расположился полукруглый диван для большой компании.
Vision Tokyo вызывает сразу две ассоциации с Ниссанами: как ив прототипе Nissan IDS, автопилот умеет запоминать привычки и манеры водителя, а целевая аудитория — тоже поколение Z. Традиционные ЖК-дисплеи уже устарели, самобеглая капсула будет развлекать пассажиров с помощью трехмерного голографического проектора по центру салона.

Глобальное искусство
Были на стендах японских производителей и машины, которые понравятся покупателям во всем мире. Они же оказались самыми красивым? экспонатами выставки.
Дизайнеры Мазды за эту осень выступили так, как многим не по силам и за пару лет. За представленным во Франкфурте купе-кроссовером Koeru последовал еще более выразительный концепт RX Vision. Купе, вращавшееся на подиуме в таинственном полумраке, меня буквально заворожило. Длинный капот переходит в лаконичный двухместный кокпит и заканчивается поджарой кормой с алеющими двустволками задних фонарей. Фантастический силуэт, всё изящество которого не могут передать никакие фотографии! Заглянув в пресс-релиз, не поверил своим глазам. Длина машины недотягивает и до 4,4 метра (это чуть больше, чем у хэтч-бека Volkswagen Golf). Обманчивое восприятие габаритов объясняется внушительной шириной (1925 мм) машины и малой высотой (1160 мм).
Из индекса модели понятно, какой мотор кроется под капотом. Сняв в 2012 году с производства роторное купе RX-8, фирма Mazda взялась за создание двигателя нового поколения Skyactiv-R. Подробности о нем пока неизвестны.
Ходят слухи, что в серийном автомобиле (RX Vision обещают превратить в таковой очень скоро) ротор будет заряжать тяговую батарею электрической силовой установки. Такой подход позволит сэкономить деньги, а также решить проблемы ресурса, чистоты выхлопа и масляного аппетита, свойственные агрегатам этого типа. Вот только понравится ли такая уловка фанатам? Впрочем, на их место мигом придут другие, падкие на дизайн. Эта ставка у компании неизменно выигрывает еще с начала 2000-х, когда на рынке появилось первое поколение Мазды 6.
Смелые эксперименты с дизайном имеют право на жизнь в любом сегменте, кроме лиги представительских седанов. Не согласны? А я вот не могу припомнить ни одного исключения из этого правила, кроме BMW 7 Криса Бэнгла, который в 2001 году поверг в шок большую часть автомобильного мира.
Вторым исключением станет, видимо, Lexus LS, который выйдет в следующем году. В Токио показали его прототип LF-FC.
По смелости линий он по праву может занять одну ступень с кроссовером NX. Дизайнеры оставили себе шанс на оправдание: дескать, теперь это не классический седан, а четырехдверное купе, которое по определению должно быть выразительным.
Салон под стать: голо-графический дисплей по центру панели и ни одной классической клавиши. Водителю не придется прикасаться ни к чему, кроме основных органов управления. Все функции задействуются голосом или жестами.
Нестандартна и силовая установка — она на топливных элементах. Привод у машины полный: задней оси помогают электромоторы, как и в передних колесах. Топливный бак сделан Т-образным и максимально отнесен назад для лучшей развесовки. Появление водородной версии в серии пока под вопросом, но у LS точно появится мощный двигатель V8 и гибридный вариант на базе «шестерки».

Читайте также:  Граненый алмаз. Audi ТТ

Занимайте очередь
На серийные премьеры, интересные за пределами Японии, автосалон оказался небогат. Водородная Honda Clarity Fuel Cell с запасом хода в 700 км — преемник модели FCX Clarity и ответ на недавно появившийся седан Toyota Mirai. Главная гордость создателей — чрезвычайно компактная силовая установка. По габаритам она сравнима с двигателем конфигурации V6, а потому свободно уместилась под капотом, не отняв пространства у салона и багажника. Это позволяет надеяться на то, что вскоре на топливные элементы можно будет перевести практически любой автомобиль:
А как хорош прибор Power Exporter 9000, похожий на обычный бензогенератор! Его задача — выкачивать энергию из водородо- и электромобилей и питать ею дом или квартиру. Для Японии с ее частыми землетрясениями и прочими катаклизмами очень актуальная вещица! При разумном потреблении на запасах такого ящичка можно протянуть неделю.
Намеками на новый дизайн Subaru кормит своих поклонников уже третий год, и пока ни одной серийной машины. Конец проволочкам придет в следующем году, когда дебютирует Impreza нового поколения. В Токио ее показали с приставкой «концепт» и наглухо затонирован-ными стеклами. О том, как преобразится интерьер, приходится только догадываться. Зато внешность по пути к конвейеру уже не изменится, и это отлично. Наконец-то обыватели начнут замечать не только ревущие прямоточным выхлопом ярко-синие версии WRX! Одна из составляющих привлекательного облика — изменившиеся пропорции. Новая модель стала на 15 мм короче ныне выпускаемой машины, на 25 мм ниже и сразу на 140 мм шире. Концептуально автомобиль не изменится: оппозитные двигатели плюс фирменный полный привод.
Вторая премьера Subaru — концепт Viziv, третий с таким названием с 2013 года. Это предвестник следующего поколения модели Forester, появление которого также не за горами. Правда, фантазировать, стараясь представить конвейерный вариант, придется с размахом. На нем явно не будет сдвижных задних дверей и кузова без средней стойки, таких выразительных бамперов и футуристической панели приборов, чья центральная консоль представляет собой сенсорную панель.

Удивительное рядом
Марка Suzuki в нашей стране ассоциируется прежде всего с моделью Grand Vitara. Но на стенде в Токио были совсем другие машины. Серийная из них одна — ignis. Это развитие концепт-кара ІМ-4, показанного в этом году на Женевском мотор-шоу (напомним, что продемонстрированный там же прототип ІК-2 во Франкфурте представили как Suzuki Baleno). Кроссовер длиной всего 3,7 метра может быть передне- или полноприводным. Внешность его не самая гармоничная, но этот недостаток частично компенсирует оригинальная приборная панель. Главная «фишка» — блок управления климат-контролем с набором необычных тумблеров.
Еще пара концептуальных Suzuki -пикап Mighty Deck и вэн Air Triser. Первый выполнен в формате кей-кара, то есть длина укладывается в 3,4 метра, а ширина — в полтора. Над парой сидений — сдвижной матерчатый потолок, создающий иллюзию кабриолета. Сзади еще два крайне неуютно выглядящих стульчика и грузовая платформа для нетяжелого скарба.
Назначение машинки вырисовывается сразу: этакий пляжный вездеход для серферов.
Компактвэн длиной 4,2 метра выглядит вполне взрослым. Семиместный салон трансформируется в П-образный диван. Похоже на Mercedes-Benz Vision Tokyo, только развлечения попроще и — только стоя на месте: автопилотом Air Triser пока не снабдили. Зато техническая начинка ближе к серийному воплощению. Компактвэн везет гибридная силовая установка на основе 1,4-литрового мотора и система полного привода Allgrip.
Для большинства Yamaha — это мототехника и музыкальные инструменты. О причастности компании к автомобильному миру вспомнят единицы. Например, разработанный компанией двигатель V8 4.4 стоит под капотом Volvo S80 и ХС90 первого поколения. А два года назад на Токийском мотор-шоу марка показала прототип городского субкомпакта MOTIV, построенного при участии Гордона Мюррея, одного из создателей суперкара McLaren F1.
Премьера этого года — компактный спорткар Sports Ride. В его основе, как и у Мотива, лежит технология iStream: на стальной каркас навешиваются легкие кузовные панели, выполненные из композитных материалов и пластика. Во внешности и интерьере чувствуется влияние мотоциклетного дизайна. Понравится не всем, хотя в оригинальности машине не откажешь.
Увы, о технике сказать нечего. С мотором и коробкой передач Yamaha еще не определилась, перед нами всего лишь пустотелый макет. Так что все разговоры о начале серийного выпуска преждевременны. По логике первым должен стать все-таки MOTIV.e, но и о нем за прошедшие с момента дебюта два года никакой новой информации не появилось.
Куда большее внимание привлекал стоявший по соседству спорт-байк Yamaha R1 с восседающим на нем роботом по имени Motobot. Не поверите, но человека уже вытесняют не только из-за руля машины, но и из седла мотоцикла!

Читайте также:  Автошоу в Женеве. Женевский алфавит

Железный байкер создан японскими инженерами для калибровки различных систем активной безопасности на полигоне. «Откручивать» по прямой для него не проблема, но вот трогаться и маневрировать на минимальной скорости ему пока помогают люди и два дополнительных колеса, как у детского велосипеда. Однако создатели уверяют, что уже через два года робот сможет ездить на скоростях за 200 км/ч и заставит нервничать ведущих гоночных пилотов. Но и сегодня его способности поражают: Motobot не требует никаких доработок серийного мотоцикла и довольствуется стандартными органами управления.
Подразделение Toyota Auto Body занято выпуском минивэнов, вседорожников и коммерческой техники. На мотор-шоу у него был отдельный стенд, главной звездой которого оказался доработанный минивэн Toyota Alphard Hercule Concept. Вдохновившись отделкой дорогих яхт, создатели одарили интерьер деревянным полом, креслами с белой кожаной отделкой и вальяжным задним диваном со встроенным мини-баром. От металлической крыши избавились, заменив ее складным мягким верхом над всей площадью пассажирского отсека. Подходить к машине рекомендую только сзади: дизайн передка может нанести серьезный удар по психике.